Практика рассмотрения земельных споров в административном судопроизводстве

С 1 июля 2021 года созданы специализированные межрайонные административные суды, основное назначение которых состоит в обеспечении справедливого беспристрастного и своевременного разрешения административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и юридических лиц в публично-правовых отношениях.

Существенное количество дел, рассматриваемых специализированнымимежрайонными административными судами составляют земельны споры, за каждым из которых стоят судьбы людей, их интересы и материальные блага.

Суды при разрешении таких споровруководствуются действующими в настоящее время законодательными актами.

Оплата государственной пошлины при подаче иска.  

Государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 610 Налогового кодекса, который составляет 0,3 месячного расчетного показателя для физических лиц, 5 месячных расчетных показателей для юридических лиц.

В силу части второй статьи 122 АППК при возвращении иска по основаниям, предусмотренным подпунктами 5), 6), 12), 13), 14) и 15) части второй статьи 138 настоящего Кодекса, судебные расходы не возмещаются.

В соответствии с частью второй статьи 142 АППК в случае поступления заявления истца об отзыве иска полностью в судебном заседании или предварительном слушании суд разъясняет последствия отзыва иска. В иных случаях судья возвращает иск без вызова участников административного процесса с возвратом государственной пошлины.

То есть, государственная пошлина не возвращается, если истцом отозван иск в ходе предварительного слушания и судебного заседания.

Судебная практика по отдельным категориям споров.

Анализ судебной практики показал, что наибольшее распространение имеют иски по следующим категориям:

— споры по вопросам законности предоставления права частной собственности и временного землепользования на земельные участки;

— споры, связанные с отказом акимата в продлении договора аренды с землепользователем;

По вопросам законности предоставления права частной собственности на земельные участки.

Порядок предоставления земельных участков регулируется статьей 43 Земельного кодекса.

Данная норма регулирует общий порядок предоставления права на земельный участок, за исключением случая предоставления земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта и земель, выставляемых на торги (аукционы) согласно статье 48 Земельного кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан и негосударственных юридических лиц, имеющих право на приобретение земельных участков в частную собственность, осуществляется на возмездной основе. Предоставление земельных участков в собственность граждан и негосударственных юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 48 Земельного кодекса предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (аукционах), за исключением случаев, когда земельный участок или право аренды земельного участка предоставляется физическим и юридическим лицам для эксплуатации и содержания зданий (строений, сооружений), принадлежащих им на праве собственности и (или) иных вещных прав, в том числе для расширения и реконструкции зданий (строений, сооружений) на прилегающей территории в соответствии с архитектурно-градостроительной и (или) строительной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательствомРеспублики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Перечень указанных оснований носит исчерпывающий характер и при применении данной нормы судам следует проверять их наличие исходя из достоверных и относимых доказательств.

Например: Решением суда СМАС Жамбылской области от 17 сентября 2024 года иск Т. к акмуг.Тараз о признании незаконным и отмене постановление акима об отказа в предоставлении права собственности на земельный участок, о понуждении предоставить земельный участок удовлетворен полностью.

Из материалов дела следует, что истец обратилась к ответчику акиму города Тараз (далее Аким) с заявлением о предоставлении дополнительной прирезки к принадлежащему ей на праве частности земельному участку, расположенному по адресу: г. Тараз, ул. Кайназарова, д. 10, кв. 3, так как на запрашиваемом участке фактически расположен её жилой дом.

Заявление Истца было рассмотрено на заседании земельной комиссии и принято заключение об оформлении права землепользования.

В последующем был разработан землеустроительный проект, утверждённый приказом № 627 от 16 апреля 2024 года КГУ «Отдел земельных отношений акимата города Тараз» (далее Отдел), где общая площадь участка указана 0,0596га, содержащая в себе 0,0086га испрашиваемого земельного участка.

Однако, в дальнейшем в указанном землеустроительном проекте была сделана пометка о том, что испрашиваемый земельный участок находиться на красной линии, в связи с чем постановлением акима города Тараз от 11 июня 2024 года за №1605 истцу было отказано в предоставлении права собственности на земельный участок площадью 0,0086га в качестве дополнительной прирезки к принадлежащему ей на праве частности земельному участку площадью 0,0510га, расположенному по адресу: г. Тараз, ул. Кайназарова, д. 10, кв. 3, с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома.

Не согласившись с указанным административным актом Акима, истец оспорил его в суд.

Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что право собственности на недвижимое имущество возникло у истца на основании договора купли-продажи от 14 июля 2020 года.

С момента приобретения недвижимости на красной линии расположена часть домовладения истца и навет с забором. Никаких перепланировок с момента приобретения истец не делал.  

​​Так же судом установлено, что испрашиваемом земельном участке находится капитальный забор, проезжая часть по участку не проходит, для общественных нужд он не используется. Кроме того, у  большинства соседей так же огорожены подобные прирезки. 

Ответчиками при вынесении неблагоприятных актов в отношении истца допущен формальный подход, неприняты во внимание обстоятельства приобретения недвижимого имущества в таком виде, в каком оно в настоящее время существует. В соответствии с частью 4 статьи 84, 156  АППК постановление акима отменено.

Споры, связанные с отказом местного исполнительного органа в продлении договора аренды с землепользователем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Земельного кодекса временный возмездный землепользователь (арендатор), надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет, если иное не установлено законами Республики Казахстан или договором аренды, право на заключение договора на новый срок в порядке, предусмотренном статьей 43 Кодекса, за исключением требований, установленных подпунктами 2), 3), 4), 5) и 8) пункта 1 статьи 43 настоящего Кодекса, при условии неизменности границ земельного участка. Временный возмездный землепользователь (арендатор) обязан письменно уведомить арендодателя о намерении заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, если в договоре такой срок не указан, то в трехмесячный срок до окончания срока действия договора аренды. По истечении срока действия договора аренды временный возмездный землепользователь (арендатор), надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет, если иное не установлено законами Республики Казахстан или договором аренды, преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на новый срок.

К примеру: решением суда СМАС Жамбылской области от 6 июня 2024 года административный иск ТОО к акиму города Тараз о признании незаконным и отмене постановление от 25 января 2024 года и обязании устранить нарушения законности, удовлетворен  полностью.

Признано незаконным  и отменено  постановление акима города Тараз от 25 января 2024 года об отказе в продлении срока аренды.

Судом установлено, что постановлением акима города Тараз от 5 ноября 2021 года № 5218 Телеуишову Б.А. предоставлен во временное возмездное землепользование земельный участок, площадью 0,1432 га для строительства и обслуживания зданий и сооружений по адресу: город  Тараз, микрорайон «Самал», 18 «Б»  сроком до 26 февраля 2024 года (далее – земельный участок).

Тулеуишов Б.А. продал вышеуказанный земельный участок Нурлыбековой П.Ж.  по договору купли-продажи от 12 мая 2022 года.

В связи с неисполнением покупателем условий договора по оплате,  Тулеуишов Б.А. обратился в суд с иском к Нурлыбековой П.Ж., БижибаевойЛ.Ж. о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным.

Определением Таразского городского суда от 24 февраля 2023 года утверждено соглашение об урегулировании спора в порядке медиации, по условиям которого: стороны согласились расторгнуть заключенный договор купли-продажи земельного участка площадью 0,1432 га от 12 мая 2022 года, кадастровый номер 06-097-030-142.

Далее, по договору купли-продажи от 10 апреля 2023 года Тулеуишов Б.А. продал земельный участок истцу. (срок истекал 26 февраля 2024 года).

Судом установлено, что в целях освоения земельного участка, Товариществом произведены следующие действия.

22 сентября  2023 года подано заявление о предоставлении исходных данных на новое строительство/ архитектурно-планировочного задания (далее – АПЗ) и технических условий № KZ93RUA00750549.

19 октября 2023 года внесены корректировки  в разрешительные документы.

Испрашиваемые документы выданы ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства города Тараз» АПЗ № KZ07VUA01005182 20 октября 2023 года.

15 ноября 2023 года заключен договор с ТОО «Онер-Табыс» на выполнение рабочего проекта по объекту «Строительство торгового дома по адресу: г. Тараз, микрорайон «Самал», №18 «Б», который предусматривал проведение комплексной экспертизы в срок 90 рабочих дней.  

6 января 2024 года проектной организацией изготовлен эскизный проект.

15 января 2024  года до истечения срока аренды земельного  Товарищество  обратилось  к акиму города Тараз с заявлением о продлении срока аренды земельного участка.

Постановлением от 25 января 2024  года № 253 в продлении срока аренды отказано, по основанию не освоения земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 ЗК временный возмездный землепользователь (арендатор), надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет, если иное не установлено законами Республики Казахстан или договором аренды, право на заключение договора на новый срок в порядке, предусмотренном статье 43 Кодекса, за исключением требований, установленных подпунктами 2), 3), 4), 5) и 8) пункта 1 статьи 43 настоящего Кодекса, при условии неизменности границ земельного участка.

Временный возмездный землепользователь (арендатор) обязан письменно уведомить арендодателя о намерении заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, если в договоре такой срок не указан, то в трехмесячный срок до окончания срока действия договора аренды. По истечении срока действия договора аренды временный возмездный землепользователь (арендатор), надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет, если иное не установлено законами Республики Казахстан или договором аренды, преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на новый срок.

По истечении срока действия договора аренды временный возмездный землепользователь (арендатор), надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет, если иное не установлено законами Республики Казахстан или договором аренды, преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на новый срок.

Согласно пункту 2 статьи 43 Земельного кодекса отказ в предоставлении права на земельный участок, за исключением случаев изъятия земельных участков, в том числе для государственных нужд в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса, оформляется решением местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа и должен быть мотивирован.

В пункте 22 Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 75 регламентировано, что реализация проектов по строительству осуществляется следущими этапами: 1) получение право на земельный участок; 2) получение исходных материалов для разработки проектов строительства; 3) согласования экскиза (эскизного проекта); 4) проектирование и экспертиза проектов строительства; 5) осуществление строительно монтажных работ; 6) приемка и ввод в эксплутацию построенного объекта.

Давая оценку установленным обстоятельствам, суд  пришел к  выводу, что неосвоение Товариществом земельного участка в срок, указанный в договоре аренды, вызван объективными причинами в виде необходимости прохождения требуемых процедур.

При этом судом учтены предпринимаемые Товариществом после приобретения земельного участка следующие активные действия: подача заявления о предоставлении исходных материалов на новое строительство; заключение договора на разработку АПЗ; получение в органах архитектуры АПЗ на проектирование, изготовление эскизного проекта; заключение договора на изготовление рабочего проекта, понесенные в связи с этим расходы, на что не было обращено внимание ответчиком при проведении административной процедуры.

Стороной ответчика в суд первой инстанции представлено постановление акимата города Тараз от 27 декабря 2023 года «О внесении  изменений в постановление акимата города Тараз от 27 ноября 2019 года  №4082 «Об утверждении Проекта детальной планировки», согласно которому внесены поправки в проект детальной планировки района «Астана» на территории города Тараз.

Судом дана оценка этому документу, как не относимому и не достоверному, поскольку доказательств того, что спорный земельный участок находится на территории района «Астана» и соответствующего изменения целевого назначения земельного участка, находящегося во владении Товарищества, не представлено.   Границы земельного участка не изменялись.

Более того, со стороны уполномоченного органа уведомление о неосвоении земельного участка в адрес Товарищества не направлялось.

При разрешении споров, вытекающих из земельных правоотношений, судам необходимо обеспечить строгое соблюдение норм материального и процессуального права.

По всем земельным спорам необходимо истребовать и приобщать к материалам дела схемы спорных земельных участков в цветном исполнении с указанием кадастровых номеров, и земельно-кадастровые дела.

Для полноты исследования судам следует выезжать на место с привлечением специалиста-землеустроителя для фиксирования установленных обстоятельств в соответствующем заключении.

Указанные процессуальные действия суда в ходе подготовки дела к предварительному слушанию полагаю позволят восстановить нарушенное право истца в разумные сроки и исключит дальнейшую волокиту и возможные новые споры.

Судья специялизированного межрайонного административного суда Жамбылской области Саулембекова А.А.

Leave A Reply

Your email address will not be published.