Поворотная точка момента

У Казахстана особая роль в восстановлении мировой справедливости — российский политолог Максим Шевченко о внешней политике Токаева

Визит генерального секретаря ООН Антониу ГУТЕРРИША в Казахстан и открытие регионального центра ООН в Алматы стали событием, которое трудно переоценить в контексте трансформации глобальной системы международных отношений. На фоне кризиса доверия к Организации Объединенных Наций, ее вытеснения с полей крупнейших конфликтов современности — от российско-украинского до ближневосточного — роль Казахстана приобретает особое значение.
Известный российский политолог и журналист Максим ШЕВЧЕНКО убежден, что именно Касым-Жомарт ТОКАЕВ, политик с уникальным дипломатическим опытом, стал тем лидером, чья позиция может помочь вернуть Организации ее миссию — быть площадкой для честного инклюзивного диалога государств. Он не только представляет крупнейшее государство Центральной Азии, но и предлагает конструктивную повестку — движение от гегемонии ядерных держав к равноправию всех членов мирового сообщества.
Будучи профессионалом международного диалога и бывшим заместителем генерального секретаря ООН, Токаев выступает не только как политик, но как носитель глубинного понимания механизмов глобального управления. Именно это позволяет ему выступать не как участнику конфронтации, а как посреднику и модератору — редкая роль в эпоху, когда мир раскалывается на блоки.
Казахстан в этом контексте становится не просто участником — он выступает как инициатор новой формулы международной безопасности, основанной на уважении суверенитета и международного права, считает эксперт. Подробнее — в нашем интервью.

Организации — переходом от инструмента манипуляции к механизму реального представительства народов, стран и наций, не обладающих ядерным оружием.
Напомню, что Казахстан добровольно отказался от ядерного арсенала. На территории Казахстана были стратегические ракеты с ядерными и термоядерными боеголовками. Более того, он понес огромный ущерб от испытаний ядерного оружия в советский период. Поэтому Казахстан играет особую роль и в современном мировом сообществе, и в ООН, и в новом движении такого «неприсоединения», в движении восстановления справедливости. Это имеет огромное значение для многих мировых наций, народов, которые давно освободились от колониальной зависимости, но по-прежнему играют в ООН какую-то вторичную или даже третичную роль.
Казахстанская позиция во многом совпадает с подходами Китая и России. Но, к сожалению, эта позиция блокируется, потому что определенные силы мировой системы капитализма хотят уничтожить эту площадку или минимизировать площадку представительства народов. Об этом неоднократно говорили Реджеп Тайип ЭРДОГАН, Касым-Жомарт Токаев, СИ Цзиньпин.
И это важнейший вопрос. Для Китая сохранение международных институтов — вопрос безопасности, гарантия того, что он не окажется один на один с хищным американским империализмом, который пытается навязать биполярный американо-китайский мир, в котором КНР может остаться одна против всей мировой системы западного капитализма. Поэтому Китай крайне заинтересован в сохранении и развитии международных организаций, из которых ООН является главной и фундаментальной. И страны Центральной Азии при политическом и моральном лидерстве Казахстана, руководитель которого, как я уже сказал, единственный, кто имеет опыт непосредственной работы в ООН, в ее руководящих структурах, здесь играют одну из ключевых ролей.
Таким образом, визит генсека и открытие регионального центра в Алматы — это не просто дипломатический жест. Это вклад в новую архитектуру глобальной безопасности, основанной на международном праве. Сохранение ООН — это позиция Казахстана, это позиция Токаева, это сохранение равноправия в международных отношениях, это сохранение уважения к народам, к нациям и государствам, которые являются субъектами представительства интересов народов и наций в мировом политическом пространстве.

мусульманином, буддистом, шаманистом. Эта открытость, основанная на глубинных ценностях, особенно важна сегодня.
Казахи как носители древних смыслов кочевой цивилизации выполняют не только прагматические государственные задачи, но и особую метаисторическую миссию. Сохранение суверенитета Казахстана — это не просто защита национальных интересов, это охрана геополитического баланса в Евразии, это защита сакральных смыслов и исторической преемственности на всем евразийском пространстве.
Таким образом, под руководством Токаева Казахстан не только сохранил приоритеты своей внешней политики, но и укрепил их, придав им глубинное культурно-историческое измерение. Это курс, обращенный не только в будущее, но и в вечность.
Надиль РАХМЕТОВ, фото с сайта akorda.kz, Москва — Алматы

Leave A Reply

Your email address will not be published.