Жуалынский район Жамбылской области богат природными достопримечательностями. К ним относятся горные ущелья, такие, как Коксай, Аксайское, Берикара, известная как родина тюльпанов, и живописное ущелье Макпал. Район не только славится красотой своей природы, богатством истории, но и является одним из наиболее динамично развивающих. И живут в таком славном месте трудолюбивые, энергичные, добросердечные люди. С гордостью мы называем себя земляками Бауыржана Момышулы, Шерхана Муртазы, воспевших в своих произведениях нашу общую Родину. Не один десяток людей внесли весомый вклад в развитие и процветание Жуалынского района.
Судьба страны создается из судеб живущих в ней людей. Общая земля создает общую историю.
Подробные письменные свидетельства развития региона сохранились с XIX века. Тогда происходили большие изменения, развивалась инфраструктура. В селе была организована конно-почтовая контора, станция, входящая в управления почтовой связи Сырдарьинской области. Почтовая связь осуществлялась между Ташкентом, Ушкентом и Аулие-Атой по тракту Вановское, Высокое Бурное, Грозный и Аулие-Ата.
Село славилось кузнецами и портными, к которым чаще всего обращались односельчане. Все они работали своим двором.
Жители имели (как и сейчас) огороды, сажали капусту, картошку, огурцы, лук, помидоры, иногда бахчи. Из плодовых растений культивировались яблоня, груша, вишня, урюк, слива.
Излишки своей продукции продавали на базарах Аулие-Аты и Ташкента.
В начале XIX века появились первые переселенцы из России — русские, немцы, другие национальности. Первые многонациональные коллективы в районе стали складываться в 20-х годах прошлого столетия, когда переселенцы и жители соседних аулов работали на строительстве жуалынского участка железной дороги Турксиб. Полуголодные, полураздетые люди разных национальностей со всех окрестностей строили железную дорогу вручную, несмотря на трудности, жили, как единая семья.
Кстати, с Турксибом связана одна ономастическая легенда. Говорят, по окончании строительства из Москвы приезжали для приемки. Во время обходов путей сильным порывом ветра с председателя комиссии сорвало шляпу. «Какое здесь бурное место», — удивился приезжий чиновник. Отсюда якобы и пошло название Бурное, ныне — станция Боранды.
После окончания строительства железной дороги ее участник Н. Алексеев стал первым председателем колхоза села Кольтоган, а В. Кантемиров — председателем колхоза в загорной части. В трудные годы они сумели построить передовые хозяйства, поэтому в последующем селам присвоили их имена — Алексеевка и Кантемировка.
В начале XX века началась вторая волна переселенцев — из Поволжья.
Они выращивали зерно, овощи, с местными жителями подымали хозяйства, так на карте района появилось село Братское, ныне Шынбулак.