Судебная защита занимает особое место среди других форм защиты прав и интересов, поскольку предоставляет возможность всем лицам, которые заинтересованы в защите, тот необходимый уровень эффективности, который помогает достичь справедливость и истину.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее — АППК), которым разрешаются споры, возникающие из публичных правоотношений.
Административно-правовой спор, рассматриваемый судом, в рамках АППК является одним из видов правового спора по поводу законности, либо незаконности решения административного органа, совершившего действия в отношении физического, юридического лица.
Примирение спорящих сторон является одной из первоочередных задач, которая стоит перед судом, рассматривающим дело в рамках любого судопроизводства, в том числе и административного.
В связи с чем, АППК предусмотрены примирительные процедуры, которые принимаются судом, который для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора на всех стадиях процесса.
Следует отметить, что в административном судопроизводстве одной стороной является административный орган, должностное лицо.
В административном судопроизводствепримирение сторон допускается при наличии у ответчика административного усмотрения, т.е. полномочие последнего принимать в установленных законодательством Республики Казахстан целях и пределах одного из возможных решений на основании оценки их законности.
При том, нормами АППК предусмотрено, что при административном усмотренииадминистративный орган, должностное лицо обеспечивают справедливый баланс интересов участника административной процедуры и общества.
Допустимым следует рассматривать отказ со стороны физического, юридического лица от защиты своих прав в суде, как и добровольное согласие на осуществление каких-либо действий со стороны органа власти, соответствующих взаимовыгодным интересам сторон.
Таким образом, под правом на заключение соглашения о примирении в административном судопроизводстве следует понимать право на достижение компромисса по административно-публичному спору, условия которого позволяют окончить судебное разбирательство без вынесения судебного решения.
Процедура урегулирования спора способствует не только экономии процессуальных «ресурсов» (уменьшение нагрузки на суд, сокращение сроков рассмотрения дела, судебных расходов и т. д.), но и повышает эффективность и результативность добровольного исполнения сторонами спора принятых на себя обязательств.