В предыдущей статье (см. “Логика реформ” на сайте time.kz) мы говорили о том, что XXI век для человечества фактически наступает именно сейчас — четверть века спустя после календарного. И главными его признаками стала разбалансировка многих фундаментальных геополитических основ, заложенных во второй половине XX столетия. Мы разобрали два последовательных ответа Президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА на вызовы новой эпохи: первое — укрепление внутренней стабильности государства за счет политических реформ, второе — экономические реформы, нацеленные на адаптацию экономической системы к меняющейся реальности. Что же станет третьей опорной конструкцией Нового Казахстана?
Мирас, и других, набирающая обороты индустрия казахского кино, продвижение в последние два года этнонаправлений в фешен- и гастроиндустрии, нарастающее количество авторских роликов в соцсетях, посвященных национальной тематике.
Глава государства не случайно увидел точку роста национального возрождения именно в креативной индустрии — здесь наиболее ярко проявляется такой важный механизм, как использование soft power, мягкой силы. Не заставлять, не ломать через колено, не погружать в сон медийного гипноза, а активировать точки реального влияния через личный интерес, эмоциональную вовлеченность, путем формирования модных трендов.
Наконец, ключевым отличительным принципом “Модели Токаева” является установка на формирование нового качества нации будущего и связанный с ней национальный ренессанс. Глава государства подчеркнул: “Наша молодежь по-современному возрождает наш национальный дух, соединяя опыт прошлого и горизонты будущего. Задача государства — сохранить и многократно усилить этот позитивный импульс. Сделав это, мы сотворим свой казахский ренессанс и собственную эпоху реформации”.
Возрождение нации в XXI веке — реальная и достижимая цель не в туманном будущем 2050 года, а в среднесрочной перспективе. Однако для этого нация должна осознать себя единой семьей, связанной общими ценностями и общим виденьем долгосрочных перспектив развития. А это осуществимо только путем национального диалога. Именно с этой целью и был создан новый институт слышащего государства — Национальный Курултай, соединяющий “опыт прошлого и горизонты будущего”.
Post scriptum
История учит только тех, кто готов принять ее уроки. Нам может казаться, что былое величие осталось в прошлом, а наш удел — выживание среди глобальных игроков, делящих мир. Но история — не учебник, состоящий из предсказуемых глав, это непрерывный процесс, итогов которого не знает никто, и мы — его часть, он включает в себя и наше настоящее, и наше будущее. Мы не просто наследники великого прошлого — мы несем его в себе как скрытый потенциал, который только ждет часа, чтобы повториться на новом витке великой спирали истории. И мы должны смело идти навстречу этому часу, приближая будущее, наш золотой век, о котором мечтали предки.
…О котором мечтал и султан Бейбарс, легендарный воин и полководец, защитник двух Святынь, правитель Мисра и Шама, поднявшийся из рабов, мальчик из кипчакского аула, никогда не забывавший горький запах жусана.