Доказательства в административном судопроизводстве. Порядок правового их регулирования

Судебное доказывание – межотраслевой институт, присущий всем отраслям процессуального права гражданско-процессуальном, уголовно – процессуальном и административном процедурно-процессуальном.

Доказывание в административном судопроизводстве  содержит главу, посвященную судебному доказыванию и доказательствам.

На основе анализа различных подходов представляется целесообразным выделить следующие этапы доказывания:  определение предмета доказывания; собирание и представление доказательств;  исследование доказательств; оценка доказательств.

Следует отметить, что доказывание в административном процессе обладает своими особенностями, отличающими его от доказывания в других видах юридического процесса.

 Суд играет значительно более активную роль в доказывании, чем в гражданском процессе. Суд вправе по своей инициативе истребовать доказательства по делу. При этом такой законодательный подход к активности суда не препятствует развитию состязательности судопроизводства, так как стороны спорного административного правоотношения равны между собой в процессе, обладают широким спектром процессуальных прав и обязанностей.

В административном судопроизводстве в силу особенности субъектного состава административных правоотношений имеется специфика в распределении обязанности доказывания.

Несмотря на то что, в административном судопроизводстве действует общее правило, согласно которому лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, имеется существенное исключение: обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию идолжностное лицо.

Вместе с тем, следует отметить, что в зависимости  от вида иска  на ответчика  возлагается следующее бремя доказывания: по иску об оспаривании – ответчик, принявший обременительный административный акт; по иску о принуждении – ответчик в части фактов, ставших основанием для отказа в принятии испрашиваемого административного акта, и истец в части фактов, которыми обосновывается принятие благоприятного для него административного акта;по иску о совершении действия – ответчик в части фактов, которые явились основанием для отказа в совершении испрашиваемого действия (бездействия), и истец в части благоприятных для него фактов; по иску о признании – истец в части фактов, подтверждающих наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, и ответчик в части фактов, обосновывающих правомерность обременяющего административного акта, не имеющего больше юридической силы, а также какого-либо совершенного действия (бездействия).

Немаловажным  является  то, что ответчик может ссылаться лишь на те обоснования, которые упомянуты в административном акте, и  если после исследования всех доказательств остается недоказанным какой-либо факт, обусловливающий исход административного дела, то отрицательные последствия результатов рассмотрения и разрешения административного дела несет сторона, несущая бремя доказывания этого факта.

Таким образом, институт доказывания     выполняет очень важные функции в административном судопроизводстве. Доказательства являются процессуальным средством установления судом фактической основы административного дела. С их помощью суд выясняет наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела. Кроме того, при помощи судебных доказательств стороны и другие лица, участвующие в административном деле, обосновывают (доказывают) наличие фактических обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, что в итоге  влияет  на   результат  принятия судом  решения.

СудьяСМАС Жамбылской области ​​Романенко Е.В.

Leave A Reply

Your email address will not be published.